В Югре единственный выпускник сдаст экзамен по хантыйскому языку

В этом году всего один из выпускников девятых классов в Югре решил сдавать экзамен по хантыйскому языку. Школьник из села Казым Белоярского района написал изложение с творческим заданием. Об этом сообщает «Российская газета».

Фото: РИЦ «Югра

Нынче девятый класс в автономии окончили 16 тысяч человек, среди них 605 представителей коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, ненцы. Как отмечают в департаменте образования ХМАО - Югры, сегодня родной язык изучают 1769 учащихся - почти каждый третий. Между тем еще год назад их было 4660, и экзамен тогда сдавали семеро выпускников. Выходит, молодые люди теряют интерес к языкам своих народов, а значит, и к культуре?

- Я бы не делал из этого большой трагедии, - отмечает Борис Павлов, социолог, профессор УрО РАН, долгие годы исследующий культуру и быт коренных народов Югры и Ямала. - Ханты и манси стремятся быть более конкурентоспособными после выхода из школы и выбирают предметы, которые позволят им поступить в вузы. Их точно так же интересуют информатика и математика, русский и иностранные языки. А родной язык многие знают с детства.

О том, что коренные народы Севера не утратили интерес к национальному языку, говорят результаты "Фронтального диктанта". Это ежегодная акция, аналогичная "Тотальному диктанту", только с текстом на языках коренных народов Севера. В этом году "Фронтальный диктант" написали 535 человек от 7 до78 лет. Три года назад в акции участвовали 303 северянина.

Преподавателям языков коренных северных народов доплачивают 20 процентов к зарплате, за популяризацию и пропаганду полагается надбавка в 25 процентов. Сельским учителям выделяют гранты. Учреждена премия губернатора победителям олимпиад по родному языку. В Югре создан электронный депозитарий для доступа к виртуальному культурному наследию хантов, манси и ненцев. Посетители портала ouipiir.ru могут, например, услышать звуки священной песни с медвежьего праздника на национальных языках.

Регион: 
Народы: 

Комментарии

работаю в Доме народного творчества с хантыйским фольклором, обучаю детей сценкам медвежьих игрищ и языку табу. Никто за использование хантыйского языка и не думает доплачивать.

За деньги конечно можно всё услышать.

Более того в ноябре 2017 года провёл 7 дней Занятия по обучению сценкам медвежьих игрищ, БУ Этнографический музей "Торум маа" где запланированы средства до сих пор и не выплатил. Такое ощущение многие в округе работают. что СМИ показать себя только с положительной стороны. Берут государственные учреждения самое лёгкое чтобы провести с блеском. Систематическое обучение, привитие любовь к традиционным обрядам, ритуалам это сложное ежедневное занятие. Гораздо проще провести семинар с громким названием или же мастер-классы, Что такое мастер-класс мастер показывает один раз, освоил или нет участник он ответственности не несёт. В Окружном доме творчества пошли по иному пути. созданы Школа игры на национальных инструментах, Школа медвежьих игрищ, где ребята занимаются постоянно, а не от случая к случаю. Лето с полным погружением в языковую, культурную среду. Мы сегодня для этих целей объединяемся несколько организаций: Этнокультурный центр с. Казым, где есть этническое стойбище, для популяризации БУ музей природы и человека в экспозиции Мифология. И конечно же сам Дом творчества. Как известно у нас две группы хантов восточной части занимаемся в этнокультурном центре г. Мегион опять же в 40 км. у них есть база для создания культурной языковой среды (стойбище). В реестре нематериального культурного наследия можно полностью прослушать или переписать для себя все материалы: это медвежьи песни, песни-молитвы, фрагменты игрищ проведенных 1988 году в Ханты-Мансийске. Сегодня развёрнута работа по оцифровке материала которых копился за 60 лет существования Дома Творчества. Это в основном хантыйские и мансийские обрядовые песни.

Более того в ноябре 2017 года провёл 7 дней Занятия по обучению сценкам медвежьих игрищ, БУ Этнографический музей "Торум маа" где запланированы средства до сих пор и не выплатил. Такое ощущение многие в округе работают. что СМИ показать себя только с положительной стороны. Берут государственные учреждения самое лёгкое чтобы провести с блеском. Систематическое обучение, привитие любовь к традиционным обрядам, ритуалам это сложное ежедневное занятие. Гораздо проще провести семинар с громким названием или же мастер-классы, Что такое мастер-класс мастер показывает один раз, освоил или нет участник он ответственности не несёт. В Окружном доме творчества пошли по иному пути. созданы Школа игры на национальных инструментах, Школа медвежьих игрищ, где ребята занимаются постоянно, а не от случая к случаю. Лето с полным погружением в языковую, культурную среду. Мы сегодня для этих целей объединяемся несколько организаций: Этнокультурный центр с. Казым, где есть этническое стойбище, для популяризации БУ музей природы и человека в экспозиции Мифология. И конечно же сам Дом творчества. Как известно у нас две группы хантов восточной части занимаемся в этнокультурном центре г. Мегион опять же в 40 км. у них есть база для создания культурной языковой среды (стойбище). В реестре нематериального культурного наследия можно полностью прослушать или переписать для себя все материалы: это медвежьи песни, песни-молитвы, фрагменты игрищ проведенных 1988 году в Ханты-Мансийске. Сегодня развёрнута работа по оцифровке материала которых копился за 60 лет существования Дома Творчества. Это в основном хантыйские и мансийские обрядовые песни.

Более того в ноябре 2017 года провёл 7 дней Занятия по обучению сценкам медвежьих игрищ, БУ Этнографический музей "Торум маа" где запланированы средства до сих пор и не выплатил. Такое ощущение многие в округе работают. что СМИ показать себя только с положительной стороны. Берут государственные учреждения самое лёгкое чтобы провести с блеском. Систематическое обучение, привитие любовь к традиционным обрядам, ритуалам это сложное ежедневное занятие. Гораздо проще провести семинар с громким названием или же мастер-классы, Что такое мастер-класс мастер показывает один раз, освоил или нет участник он ответственности не несёт. В Окружном доме творчества пошли по иному пути. созданы Школа игры на национальных инструментах, Школа медвежьих игрищ, где ребята занимаются постоянно, а не от случая к случаю. Лето с полным погружением в языковую, культурную среду. Мы сегодня для этих целей объединяемся несколько организаций: Этнокультурный центр с. Казым, где есть этническое стойбище, для популяризации БУ музей природы и человека в экспозиции Мифология. И конечно же сам Дом творчества. Как известно у нас две группы хантов восточной части занимаемся в этнокультурном центре г. Мегион опять же в 40 км. у них есть база для создания культурной языковой среды (стойбище). В реестре нематериального культурного наследия можно полностью прослушать или переписать для себя все материалы: это медвежьи песни, песни-молитвы, фрагменты игрищ проведенных 1988 году в Ханты-Мансийске. Сегодня развёрнута работа по оцифровке материала которых копился за 60 лет существования Дома Творчества. Это в основном хантыйские и мансийские обрядовые песни.